Стрит-арт
Большинство построек в современном городе отличаются невероятно скучным видом, в комплексе с мрачным цветом асфальта они загоняют человека в очень тусклое пространство.
Давно известно, что серый цвет вызывает ощущение болезни, депрессии и печали. Человеку не хватает простора, ярких и гармоничных красок, которые поддерживали бы эмоциональное состояние. В своё время учёные в Японии провели исследование и выяснили, что для нормальной жизни людей в городских условиях улицы и вся примыкающая недвижимость должны быть раскашены в не менее, чем в 20 цветов и оттенков. Важность для восприятия человеческим глазом цветовой палитры города отмечают и психологи. Цвет может отражать как психическое состояние человека, так и формировать его.
Искусство уличной живописи – стрит-арт
Любопытно, что на Западе обретает популярность туризм по достопримечательным объектам современного искусства уличной живописи – стрит-арт. К нему относится и «наскальная» живопись нового времени – граффити, пользующаяся сомнительной славой хулиганского искусства, которое подчас приравнивают к вандализму. В то же время самое настенное искусство в современной его форме может быть весьма интересным – и в плане эстетики, и в плане оригинальности.
В середине 90-х в немецком Гамбурге к достопримечательностям города добавилась ещё одна – самое большое в мире граффити на стене тринадцатиэтажного дома. Авторы проекта – Харис и Аймал Яахед – работали над «городским полотном» в течение семи недель и потратили на картину более полутора тысяч балончиков с краской. В санкт-Петербурге вдоль железной дороги у Финляндского вокзала граффитчики, или «бомбёры», как они любят себя именовать, нарисовали по железнодорожной тематике гигантскую картину. Это полотно – одно из самых больших в стране. Его площадь составляет 1200 квадратных метров.
У каждого художника есть своя творческая миссия. У кого-то она заключается в выставлении простеньких тегов при помощи балончика с краской на зданиях и заборах, а у кого-то в превращении мира в место куда более красивое и красочное, чем оно есть сейчас. Французский художник с псевдонимом Globepainter рисует свои стрит-арт картины по всей планете. Люди с удовольствием едут на них посмотреть, сфотографироваться на их фоне, чтобы стать тем самым, ещё одной «реальной» частью этих произведений изобразительного искусства.
Стрит-арт и объёмные рисунки на асфальте
К стрит-арту относится не только граффити, но и объёмные рисунки на асфальте, основанные на перспективе и обмане зрения, картины – анаморфоз.
Исторически первая графика на асфальте появилась в Италии в XIV веке, тогда художники – самоучки кочевали из города в город, развлекая народ изображениями различных религиозных сюжетов прямо на средневековых площадях. Сегодня технику создания трёхмерных и одновременно плоских изображений на основе искажения и перспективы широко используют и в рекламных целях. В уличном дизайне важна любая мелочь, тень, деталь, цвет, линия.
Самые известные в мире художники, работающие в этом жанре, считают, что их искусство – это инструмент для того, чтобы делать мир ярче, лучше, красивее и разнообразнее. «Холстом» для работ служит весь город, каждая его улочка и закоулок. Их творения можно обнаружить даже в самых непредсказуемых местах, в любой свободной точке на стене, пусть даже это не центральная улица, а подворотня на окраине. Самое главное в стрит-арте – не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.
В качестве примера можно привести улицу Санта Мария (rua de Santa Maria) в Фуншале, столице Мадейры. Среди невысоких домишек с узенькими дверцами и крохотными окошками то и дело толпятся прохожие, щёлкая затворами фотокамер. Туристы натыкаются друг на друга, протискиваются меж столиков уличных забегаловок, чтобы рассмотреть весьма любопытные картинки уличной галереи. Обращая своё пристальное внимание на всевозможные трещины, поломки, разрушения и облупленности, коих полно на улицах любого города, и подключив к делу фантазию, местные художники осуществили проект «Искусство открытых дверей», где в роли холстов – стены, окна и двери домов. Иллюзорная роспись – это виртуозно выполненный рисунок, удачно имитирующий реальность, когда облупившаяся на стене краска превращается в дым, испускаемой нарисованной тут же фабрикой, а обсыпавшаяся штукатурка – телом тюленя, играющего с мячиком, трещина, идущая через парапет, — очертанием дюн с идущим по ним караваном.
Роспись trompe l'oeil
Обманки всегда вызывают интерес и у художников и у зрителей. Роспись – обманка или trompe l'oeil, это в первую очередь игра с человеческим восприятием. Создаётся некий художественный объект, специально вводящий зрителя в заблуждение. Художники называют свои произведения музеем под открытым небом, ставшим настоящей городской достопримечательностью. Оригинальный способ украсить улицы родного города и потренироваться в живописи, тем самым подарив улыбки и хорошее настроение случайным прохожим. Туристы бродят по старым дворам с низкими подворотнями, разглядывают эркеры, балконы, лепнину, узор труб на фоне неба, кусочки штукатурки на глухой стене.
Окна — двери, двери – окна... Мир горожанина. Мир в окне, мир за окном... Жизнь земли, жизнь людей...
Галина Балашова
искусствовед
Комментарии
Оставить комментарии